Семинар-практикум "Современные тенденции в области защиты авторских прав"

Семинар-практикум «Современные тенденции в области защиты авторских прав», организованный Ассоциацией «БелБренд», состоялся в Минском областном институте развития образования.

Каждый творческий человек в своей жизни встречается с необходимостью защитить собственные разработки. Это только на первый взгляд может показаться, что главное – придумать, сделать (написать, исполнить и т.д.). Потом приходит осознание, что не менее важно сделать придуманное народным достоянием. Чтобы этап социализации и коммерциализации разработок не принес автору разочарований и потерь, Ассоциация «БелБренд» рекомендует обращаться к специалистам по защите интеллектуальной собственности и сама активно занимается просветительской работой.

Современные тенденции в области защиты авторских прав в ходе семинара-практикума в Минском областном институте развития образования подробно осветил управляющий партнер Агентства по защите интеллектуальной собственности «БелБренд Консалт» Валентин РАЧКОВСКИЙ.

Особое внимание, учитывая интересы целевой аудитории участников семинара, Валентин Владимирович уделил вопросам защиты учебных пособий, научных работ, методических разработок от несанкционированного копирования, публикации, распространения на бумажных и электронных носителях в ходе образовательной, научно-исследовательской, издательской и коммерческой деятельности.

В ходе семинара участники получили ответы на интересующие их вопросы. Несомненно, это будет способствовать повышению качества научной и педагогической деятельности авторов. В результате общество приобретет произведения, которые будут обогащать интеллектуальный потенциал нации, а не станут предметом судебных разбирательств.

Основные тезисы.

Республика Беларусь – часть цивилизованного мира в области защиты авторских прав, – сегодня и национальное и международное законодательство предусматривает механизмы охраны авторских прав.

В силу международных договоров, как известно, все произведения, созданные в нашей стране автоматически получают охрану за рубежом, как и созданные иностранными гражданами - в Беларуси. Это составляет базовый принцип авторского права.

Авторское право – одно из частных прав, основные положения которого заложены, прежде всего, в гражданском кодексе. И важно понимать: защита авторских прав по сути изначально зависит от собственной бдительности.

Одним из сложных вопросов являются критерии творчества. Необходимо отметить, что суд на сегодняшний день трактует творчество по словарным источникам (толковым словарям, где творчество определяется как преобразование действительности). Подобные утверждения содержатся и в судебных решениях.

В спорных ситуациях как правило назначается экспертиза, которая сама по себе не может быть объективной, поскольку авторский труд и роль автора в преобразовании действительности оценивается другими авторами, выполняющими роль экспертов.

Поэтому зачастую «авторский подчерк» в том или ином произведении экспертиза может и не учесть. Примечателен пример со спором вокруг логотипа мобильного оператора «МТС».

Справка: Иск о защите авторских прав был подан к компании «Мобильные Телесистемы» белорусским поэтом Алесем Рязановым и художником Виктором Марковцом. Истцы настаивали на нарушении авторского права на логотип «яйцо в квадрате», разработанное ими в 1992 году и искажения изначального произведения, а также тиражирование без разрешения авторов. МТС в ответ заявлял об использовании зарегистрированного товарного знака в установленном порядке.

Когда оспаривается творческий характер произведения, судебная практика говорит нам о качестве произведения. Хотя это нецелесообразно, потому что из норм закона об авторском праве следует, что от культурной, экономической или иной составляющей ценность произведения не зависит.

ПолезныЙ совет для всех авторов: не уничтожать переписку, сопутствующую созданию произведения до, например, получения гонорара. Ведь она может войти в копилку доказательств авторского труда над ним.

Договариваться о создании произведения, а также иные манипуляции, тоже стоит производить письменно. Отметим, что недописанное произведение, эскизы так же объекты авторского права.

Перечень объектов авторского права сегодня в законе открытый. Некоторые из них могут относиться к категории «иные права». Как, например, сайт. Сайт охраняется как объект авторского права (программный код сайта или совокупность материалов, содержащаяся на нем). Или образовательные пособия, созданные в формате мультимедийных продуктов, компьютерных программ.

Авторам статей и публикаций необходимо помнить, что при включении их трудов в сборники, журналы, свое авторское право на произведение они не утрачивают. Составное произведение в данном случае охраняется авторским правом только как цельный продукт.

Распространенной и, в принципе, правильной практикой является заключение договора между издательством или редакцией и автором. Здесь уместна известная фраза «внимательно читайте договор». Из формулировок «все права на издание или переиздание принадлежат издательству», «автор утрачивает право на передачу произведения третьим лицам, перепубликацию» и т.д. следует, что правообладателем таким образом становится автор составного произведения. И закону это не противоречит. В современных реалиях сам автор должен учесть данный факт при назначении ему гонорара и своих дальнейших интересов в отношении передаваемого произведения.

В ситуации, когда произведение относится к категории служебных, а его создание предусмотрено трудовым договором с нанимателем, то авторское право на произведение принадлежит автору. Но исключительные права на использование – нанимателю, если же договором не предусматривается иной порядок.

Что качается переработки: перевода, создании рецензии, анонса на то или иное произведение, то во всех производных произведениях верным будет соблюсти права первоначального автора, получив его согласие. Ведь автор может возражать против искажения своего произведения.

Когда речь идет об аналитике на уже опубликованное произведение, то нарушением прав автора это не является. Автор свои права в этом случае уже реализовал.

Если же дело всё-таки доходит до возмещения ущерба в связи с доказанным нарушением авторского права, то важно учитывать, что законодатель предусматривает наступление административной или уголовной ответственности.

Справка: В соответствии со статьей 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение авторских, смежных и патентных прав влечет наложение штрафа: на физическое лицо в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин; на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин; на юридическое лицо - до трехсот базовых величин. Судом может быть принято решение и о конфискации предмета административного правонарушения (контрафактной продукции).

Видео

30.08.2016
Назад