Молодежь и контрафакт: друзья или враги?

Второй международный молодежный форум «Антиконтрафакт» прошел в Минске 21 декабря 2020 года. Мероприятие состоялось в рамках VIII Международного форума «Антиконтрафакт», который проводится ежегодно с 2012г. и является важной площадкой на территории ЕАЭС для обсуждения вопросов защиты объектов интеллектуальной собственности и противодействия распространению нелегальной промышленной продукции.

Напомним, что впервые Молодежный форум был проведен в 2019 году в Москве по инициативе Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд». На этот раз Ассоциация «БелБренд» вновь выступила организатором специализированного форума «Антиконтрафакт» для молодого поколения.

Масштаб форума в 2020 году выдался впечатляющим: доклады представили более 500 спикеров из 17 стран, а в качестве слушателей к мероприятию присоединились не менее 7000 человек со всего мира.

Высокий статус форума был подчеркнут присутствием представителей органов государственной власти и международных организаций:  председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александра Шумилина, генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь Владимира Рябоволова, президента Евразийского патентного ведомства Сауле Тлевлесовой, руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) Григория Ивлиева.

Различные активности мероприятия, организованные в рамках Второго молодежного форума Ассоциацией «БелБренд», были максимально адаптированы под интересы и потребности молодежи.

До начала форума молодым участникам было предложено попробовать свои силы в интерактивной игре «Бренды и контрафакт», прогуляться по галерее плакатов социальной рекламы, мотивирующих навсегда отказаться от приобретения подделок, и посетить выставку образцов контрафактной продукции, где каждый экспонат можно было потрогать руками, тщательно изучить и даже примерить.

Заинтересованность стать спикерами Молодежного форума выразили представители государственных органов, бизнеса и академического сообщества стран ЕАЭС и Европейского союза. Доклады затрагивали всё многообразие аспектов проблемы контрафакта. 

Модераторами молодежного форума выступили декан факультета таможенного дела Российской таможенной академии Игорь Сергеев и менеджер по международным отношениям Ассоциации «БелБренд» Диана Зайковская.

Региональный менеджер по защите интеллектуальной собственности компании Байерсдорф Даниэль Федорков представил основные пути поступления контрафакта на территорию ЕАЭС и подчеркнул, что производства нелегальной продукции в развивающихся странах становятся все более профессионально организованными.

Декан юридического факультета Российской государственной академии интеллектуальной собственности Ольга Терещенко рассказала, что часто потребители неосознанно подменяют неприятный термин «контрафакт» на более привлекательные – аналог, реплика, копия. Путаница в понятиях приводит к тому, что общество не осознает опасность и масштабы проблемы контрафакта.

Директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Максим Курганский поделился опытом стимулирования общественного мониторинга рынка на предмет нелегальной продукции. По словам спикера, среди наиболее активных пользователей приложения «Честный знак» сейчас активно проводятся розыгрыши денежных призов, что особенно привлекает к процессу мониторинга молодежную аудиторию. Данный опыт целесообразно мультиплицировать во всех странах ЕАЭС.

Сеньор-лектор Каспийского общественного университета Нариман Сулейменов выразил мнение, что воспитывать ответственного потребителя и прививать уважение к интеллектуальной собственности необходимо уже со школьной скамьи, а делать это в университете – уже слишком поздно.

Важно отметить, что спикерами форума выступали не только профессионалы, но и студенты: Ангелина Ремезова привела угрожающую статистику по контрафакту детских игрушек, Владислав Еремин провел мастер-класс по выявлению подделок в магазинах, а Маргарита Шленская рассказала о перспективах маркировки продукции легкой промышленности.

Кульминацией молодежной секции стала деловая игра среди 5 студенческих команд из университетов стран ЕАЭС (РГАИС, РТА, ФМО БГУ, Юрфак БГУ, Каспийский общественный университет). Ребятам для проработки был предложен кейс и в ходе форума они презентовали свои решения. Выступления команд оценивали компетентные эксперты.

Победу в деловой игре, по итогам голосования, одержала команда Каспийского общественного университета. Вместе с тем, один из главных экспертов, управляющий партнер ООО «БелБренд Консалт», Валентин Рачковский обратил внимание, что абсолютно все команды продемонстрировали высокий уровень подготовки и глубокую проработку предложенного задания.

Как отметили все участники, в ходе Молодёжного форума удалось наладить продуктивный диалог между представителями власти, бизнеса, учреждений образования и молодежной аудиторией. Молодые люди пополнили багаж практических знаний, представили свои свежие и смелые идеи, а  также осознали, что их мнения и знания важны для будущего стран ЕАЭС.